Давайте поговорим о мотивации.
Вначале несколько голых фактов.
Если вы не любите статьи из серии «научно-сухих публикаций или когда капитан очевидность глаголит истину», то читайте сразу вторую часть, где просто мама троих детей, показывает, как это работает у нее (то бишь у меня)
Мне кажется, на эту тему у многих родителей в голове уже полная каша… А главное, день ото дня проще не становится…
На тему мотивации не говорит разве что ленивый. Одни говорят о том, что детей на все можно замотивировать, главное захотеть это сделать. Другие предлагают «секретные секреты мотивационной мотивации», тем самым, говорят о том, что ребенка МОЖНО замотивировать буквально на все.
Кто-то считает, что мотивация должна быть только внутренней, т.е. родители должны так поставить вопрос, чтобы ребенок сам захотел делать уроки, например. Споров много.
Давайте я поделюсь с вами, тем что я считаю мотивацией и как мотивирую детей я?
Потому что я устала от того, что многие родители буквально из кожи вон лезут, пытаясь мотивировать детей, тем самым находятся в постоянном напряжении, чувстве вины и страхе сделать ошибку, в поиске лучшей стратегии.
Давайте быть честными, и в самом начале признаемся, что достаточно сложно замотивировать кого-то, когда не можешь замотивировать себя, например, разобрать балкон…
И второе, замотивировать не значит заставить, и спорить с этим глупо.
Потому что что мы делаем, когда нас заставляют?
Правильно, сопротивляемся, злимся, начинаем ненавидеть того, кто приниждает нас. И даже если и делаем, то делаем «спустя рукава». И уж точно не делаем это «от души и счастливо»
Так почему так часто родители пытаются заставить детей делать что-либо «полезное»?
На мой взгяд, у детей должны быть обязанности. Но тогда не нужно делать подмену понятий. На обязанности не надо мотивировать. Обязанность не должна быть выполнена «радостно и от души». Обязанность просто должна быть выполнена.
Конечно можно несколько раз вдохновить детей на уборку в квартире, но не стоит ждать и питать иллюзий, что удастся делать это на долгосрочной основе. Потому что когда «иногда» или «впервые» — это радостно. Когда «постоянно» и «обязанность» — это скучно и неинтересно.
Кроме того, пытаясь мотивировать, и находясь в поиске секретного секрета мотивации, родители упускают из виду до боли простую истину — ребенок может просто не захотеть делать то, на что его так усердно пытаются замотивировать.
По факту получается, что ребенок не то, чтобы ничего не делает, а не делает то, что в данный момент от него хотят родители!
А как же послушание? Послушание и мотивация снова две противоположности. Родитель хочет чтобы ребенок слушался? Тогда он должен пожертвовать, тем, что ребенок будет делать это с удовольствием и воодушевленно.
Потому что тогда это не мотивация, а манипуляция.
Ребенок может не хотеть делать так, как говорят родители.
Во-первых, он может просто не понимать смысла. Зачем это делать? А почему сейчас? А я не хочу. А для чего?
Во-вторых — не уметь. И то, что родителям кажется простым, у ребенка отнимает много сил. Мыть посуду, делать уроки — труд для детей.
В-третьих, у ребенка есть в данный момент времени более важные дела, пусть они и кажутся родителям бессмысленными и глупыми.
Можно ли мотивировать кнутом? Нет. Кнутом можно заставить. Но тогда надо быть готовым, к тому, что ребенок всегда будет бояться того, кто сильнее, не доверять, делать что-то только из страха или когда есть «внешняя угроза», ненавидеть обидчика. Делать и ненавидеть.
А пряником? Может пряник лучше?
Нет, не лучше. На мой взгляд, лучше детям вменить что-то в обязанности, чем «подкупать их».
Потому что так дети будут считать нормой делать что-то за «плюшки». В конце-концов они будут прекрасными исполнителями за «зарплату». Но тогда у них смешаются истинные ценности.
Они постепенно перестанут слышать себя, и будут лишь оценивать цену. А когда родители не смогут «заплатить», ребенок «не сделает»
Опять таки, баловать и просто так радовать детей можно. Но уже после, того, как дело сделано. А не до. И не всегда.
И что же далать? Кнутом нельзя, пряником не стоит.
Честно? Быть скромнее. Перестать везде искать «мотивации», «лезть вон из кожи». И просто жить с детьми.
Потому что мотивация подразумевает искру. У мамы горят глаза? У ребенка загорятся.
Сложная задача? Сесть самой ее решать с азартом, и ребенок зарядится.
Надо пропылесосить? Включить музыку и делать это напевая.
Мотивация подразумевает состояние потока и желание делать. Мотивировать равно вдохновлять!
Проблема многих родителей, на мой взгляд, в том, что они хотят и на елку влезть и ноги не ободрать. И замотивировать и усилий не прилагать
А так не бывает.
Поэтому, я берусь за мотивацию, когда сама в состоянии потока. Когда у меня есть силы мотивировать.
Чтобы мотивировать детей нужно, чтобы глаза горели, а мозги кипели.
Вот и весь секретный секрет моей мотивации.
Чтобы ребенок делал просто и легко, вначале приходится трудиться мне.
Но это еще не все. Есть второй секрет — честность.
Я честно спрашиваю детей: «А почему ты вчера пылесосил радостно под мультики, а сегодня тебя это не мотивирует?»
Я интересуюсь у детей: «Дорогой, что я могу сделать, чтобы ты меня услышал и сел за уроки?
Я задаю детям открытые вопросы: «Андрей, а что будет если этого не сделать? Что может помочь тебе с радостью взяться за дело? Тебе нравится, что получилось? Ты хочешь, чтобы я тебе помогла? Чем?»
И конечно, все дети разные.
Недавно я читала Барбару Шер. В своей книге она ввела новое понятие, «человек-сканер». Он применим в отношении людей, у которых много (слишком много с точки зрения не-сканеров) интересов и талантов
Помните стихи Агнии Барто?
«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.»
Чаще родители ведут себя как Марья Марковна, убеждая ребенка, что он должен сделать выбор в пользу чего-то одного. А лучшее, что можно сделать, научить ребенка управлять своим временем, но не отказываться от мечт и желаний.
Например, мой Андрей типичный сканер. Сегодня сюда, круть-верть. Завтра туда верть, круть.
Я даже к психологу пару лет назад с ним ходила. Знаете, что она мне сказала? Мама, у ребенка нет проблем. Это его природа. НЕ ломайте его! Подружите с собой.
Никита — полная противоположность. Глядя на него, я понимаю, есть медлительные дети.
Андрей уже сделал все уроки, Никита только подошел к столу. Андрей уже помыл посуду, Никита только начал есть. А главное, устают вечером дети одинаково.
И снова Барто:
… Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Разве можно этих детей равнять и мотивировать одинаково? Конечно нет.
Примиритесь с природой ребенка.
Не ломайте детей.
Не ищите мотивацию “на стороне”. Ищите внутри себя.
Задавайте детям честные, открытые вопросы.
Добавьте позитива и веселья.
Позвольте детям делать часть выбора.
Например, спросите, в какое время ребенок сделает то, о чем просите? Уроки начнет делать с русского или математики? В пять или в шесть?
Не пытайтесь подтолкнуть ребенка в “светлое будущее”. Сделайте первый шаг сами. Просто начинайте с азартом делать то, к чему хотите приобщить детей.
Хвалите ребенка. Хвалите честно и открыто. Искренне, а не для галочки. Сразу, а не потом. Скажите, как вы гордитесь тем, что ребенок сделал. Хвалите за конкретные действия. Хвалите публично. Спросите, а нравится ли ребенку, результат труда? Гордиться ли ребенок собой?
А если вы хотите, чтобы ребенок помыл посуду, навел порядок, выкинул мусор или сделал любое другое дело, которое ему не нравится, но это его обязанность, не ищите мотивации.
Потому что на обязанности мотивировать не нужно. Это просто правило, которое нужно выполнять. Примите тот факт, что делают они это не для себя, а для нас, родителей. А значит, имеют полное право делать это без удовольствия.
А закончить хочу словами Э.Роббинса: “Наша проблема в том, что мы думаем, что у нас не должно быть проблем”
Так и проблема мотивации заключается в том, что мы думаем, что у детей на все должна быть мотивация.
П.С. «Как лучше всего усадить детей за уроки?» — спросила я мальчишек. И вот что они ответили на этот вопрос:
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Видео СУПЕР! 😊 уффф… оказывается мы не одни такие. )