«Квадратик– ключик– кружочек»
Помните русскую народную сказку «Колобок»?
«Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу по- скребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше…»
Давайте представим, что ребенок — колобок, который родился и покатился, изучая этот новый для него мир.
Он открыт всему новому, у него пока не было негативного опыта в этом непростом мире.
Наверняка вы замечали, что если маленькому (или не очень маленькому) ребенку нравится рисовать или лепить, или что-то делать еще — ему не нужна мотивация!
Или если он вырывает у вас из рук пылесос, потому что хочет «как мама», или носочки несет в шкафчик положить. Т.е. тогда его не надо было на это мотивировать! Он легко «катится».
Вы просто просили — и он делал это или вообще по собственному желанию помогал. Или, например, ребенок в 6 лет любил читать, мечтал пойти в школу, мечтал хорошо учиться, мечтал побыстрее закончить школу. А потом что-то вдруг «сломалось». Или если раньше ребенок сразу реагировал на ваши просьбы помочь вам (убрать из комнаты грязную посуду), то теперь вы замечаете, что между вашей просьбой и ее выполнением проходит много времени. Знакомо? Ребенок — прежний, родители — те же, но что-то не работает. Что же? Наши дети не изменились — изменилось многое ВОКРУГ них: ситуации, в которые они попадают, окружение и т. д. И у ребенка появляется своеобразный «панцирь», в который ребенок прячется в самых разных ситуациях: не нравится предмет, не нравится учитель, просто не хочется что-то делать именно сейчас.
Он как будто стал «квадратным»… У него вырос защитный панцирь. И уже катится не так просто.
И главный вопрос мотивации — как до- стучаться до ребенка, когда он в «панцире»? Как сделать так, чтобы к моменту, когда ребенок будет готов «вылететь из родительского гнезда», он мог вылететь свободно, без этого самого «панциря», который сильно мешает идти успешно по жизни?
Давайте разбираться!
У меня есть 3 варианта решения данного вопроса.
1. Толкать: уговаривать, взывать к совести или к чему-то там еще, кричать, сто раз напоминать, тянуть. Т.е. прилагать такие усилия, которые вытягивают из родителей все ресурсы. И на этой базе может возникать раздражение на ребенка: мы понимаем, что что-то в этом не то, что должно быть как-то по-другому, но никак не можем найти выход и продолжаем вкладывать свои силы в бесполезное по сути занятие.
Каковы последствия мотивации «толкания»:
Когда мы постоянно толкаем ребенка, он привыкает к тому, что для того, чтобы он что-то сделал, по отношению к нему надо приложить какое-то внешнее усилие. И он превращается в человека, который лежит на диване и которому ничего не надо.
2. Ломать: «Пошел и сделал! Иначе…» (здесь следует перечисление последствий: папе расскажу, врежу и т.д.). Авторитарные родители просто ломают ребенка, лишая его тем самым нормальной жизни в обще-стве.
Какими могут быть последствия «кувалды»:
При этой модели родительское «надо» перевешивает «хочу» ребенка, в безапелляционной форме («это не обсуждается», «на- до — значит надо!» и т.д.). Внутренний стержень ребенка ломается, в его картине мира кто сильнее — тот и прав. И ребенок привыкает подчиняться, и неважно при этом, какие последствия это подчинение влечет за собой.
3. Найти ключик, который отворит «панцирь».
Подобрать мотивацию, опираясь на знание психотипа ребенка, основываясь на по- ставленных целях в отношении воспитания, опираясь на нужную модель воспитания.
Это очень простая схема: «квадратик– ключик– кружочек».
Кружочек — ребенок.
Квадратик — «панцирь», или защита, которую сформировал ребенок. Это нежелание ребенка делать определенные вещи: убирать игрушки, делать уроки, учиться.
Ключик — это мотивация. И к каждому ребенку он будет свой.
Например, в программе Школы спецагентов мы подбираем ключик к каждому ученику и находим подход, как мотивировать ребенка учиться.
В этой программе дети изучают предметы только через свои сильные стороны, а мы учим ребят использовать и применять техники эффективного обучения.
Например, в один из прошлых потоков в Школу спецагентов мама записала Женю, ученицу 8 класса.
У Жени была проблема, она не любила предмет «История», она не очень верила, что сможет в ШСА полюбить или хотя бы понять этот предмет.
Во время диагностики мы определили, что Женя любит рисовать. И для изучения истории стали использовать ее сильную сторону.
Историю России можно рисовать, а династию Романовых (19 царей и императоров, включая 5 женщин), даты царствования, причины смерти и несколько важных исторических фактов запомнить за … 1 час.
Так прошло наше второе занятие в Школе спецагентов..
Потом пятнадцать минут перерыв и повтор всего вышеуказанного без единой заминки.
Женя себя зауважала, а я ей горжусь.
На другом занятии уже в другой группе мы разобрали всю информатику и определили, как подготовиться к ЕГЭ по этому предмету.
Еще один интересный ключик мы нашли с учеником ШСА, Артемом. Тема — нелюбимый русский язык, на носу ОГЭ и надо что-то делать.
Хорошо, что с другими предметами уже все проблемы решены. Но тут никак не получается!
В итоге: за час составили майнд-карту по учебнику и Артем полностью ПОНЯЛ И ЗАПОМНИЛ все виды сложных предложений, научился их определять и классифицировать.
В голове, со слов Артема, все стало ясно. Это как идти по местности, имея в руках карту. И более того, зная местность как свои пять пальцев, жить в родном городе.
За время урока мы:
- Определили, что сложные предложения делятся на предложения с союзной/бессоюзной связью
- Разобрали союзные сложносочиненные предложения.
- Виды сложносочиненных запомнили с помощью мнемотехники и истории поездки родителей подростка в город Сочи. Легко в историю вписались соединительные, противительные и разделительные союзы.
- Сложноподчиненные предложения запомнили с помощью мнемотехники и истории про поездку в отпуск родителей и детей:)
- Решили, что предикативная связь = предки (родители), т.к. главная, ведущая
- Придаточная связь = ведомые (зависимые)
- Потренировались определять и составлять сложные предложения.
В завершение, разобрались с пунктуацией. И раз и навсегда Артем запомнил, когда в сложных предложениях ставится двоеточие.
Удивительно, сколько сил было потрачено до этой встречи на разбор темы до школы спецагентов, сколько времени…
Артем быстро «схватил» разбор русского языка.
Мы нашли «ключик» к Артему. И он открыл «панцирь».
Потому что что у всех ребят, кто учился в школе спецагентов, есть возможность обращаться за консультацией и решать сложные вопросы просто.
В ноябре Школа спецагентов выходит на новый уровень
Мы разработали новую версию Школы спецагентов, предназначенную для учеников с 5 по 11 класс.
В ней существенно расширено количество занятий, которые проходят вместе с детьми, чтобы ребенок еще лучше усвоил все техники эффективного обучения и количество персональной обратной связи каждому ученику.
В расширенной версии мы будем не только изучать как учиться, но и разбирать целые школьные курсы — от русского до физики, от информатики до истории или биологии.
Записывайте ребенка на одну из программ Школы спецагентов и будьте спокойны за его экзамены, за поступление в ВУЗ и за будущее. Он точно справится с учебой. И всегда будет иметь возможность получить подробную консультацию по любой теме в обучении.
Учиться проще, чем может казаться.
Записать ребенка в Школу спецагентов эффективного обучения>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять