Это один из самых волнующих вопросов, которые могут встать перед родителями.
Вроде бы и буквы освоены, и слоги понятны.
Но ребенок читает медленно, совершенно не понимает прочитанное. В итоге просит маму помочь объяснить задание, тянет с выполнением уроков, получает оценки хуже, чем может.
Действительно, ни для кого не секрет, что чтение с пониманием — основа успешного обучения в школе.
Потому что какой бы мы ни взяли предмет, везде надо читать и понимать прочитанное. Уметь отвечать на вопросы и ориентироваться в тексте.
Так когда наступает понимание текста? Где та самая грань между понимает/не понимает?
Научно доказано, что понимание текста происходит при скорости чтения от 60 слов в минуту и выше.
Если ребенок читает меньше, то прочитанный впервые текст он не поймет. Прочитанную задачу не не поймет. Прочитанное задание — не поймет.
Именно поэтому чтением и скоростью чтения заниматься важно и необходимо. Представляем Вашему вниманию несколько лайфхаков для обучения детей чтению:
Лайфхак № 1 — использовать «Чудесный домик»
Это замечательная разработка учителя начальных классов Стрекаловской Любови Алексеевны и учителя-логопеда Кирилиной Ренаты уже покорила сердца тысяч родителей.
Преимущество домика в том, что его легко брать с собой куда угодно, а заниматься по домику легко и интересно.
Методика повышения чтения заключается в отдельном чтении слогов русского языка, при этом обучение происходит основываясь на трех базовых китах успеха: интенсивность, изолированность и обратная связь.
Скачать домик можно здесь
Домик позволяет играть в множество игр с ребенком, которые увеличивают скорость чтения.
Игра № 1 — Прочитай меня! Кто выглянул?
В окошечко домика выглядывает только один слог, ребенок его читает и получает обратную связь. Обычно движение домика происходит вертикально, значит мы интенсивно тренируем определенный вид слогов.
Игра № 2 — Отгадай слово
Родители переводят домик последовательно на два слога. Например, вначале из домика выглядывает «но», потом «га». Ребенок читает слоги и угадывает, что выглянуло из окошка.
Потом может показаться «ко-т» или «ру-ка», может даже показаться «ко-за»
Игра № 3 — Загадай слово.
Происходит обратно предыдущей. Ребенок поочереди показывает слоги слова, которое он загадал. А родители читают и угадывают.
Игра № 4 — Давай быстрее?
Ребенок читает слоги, переводя домик вертикально или горизонтально. А вы засекаете секундомером, за сколько он это сделал. Фиксируется результат, а после повторяется.
С каждым разом будет расти скорость ребенка, а значит и его вера в себя.
Сделайте два домика, один положите с собой в сумку и тогда его можно будет использовать в любую удобную минутку: в транспорте, в очереди, ожидая врача.
Методика помогает повысить скорость чтения детям с дислексией (прим. Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком
Благодаря «домику» дети с дислексией запоминают слоги, что помогает освоить процесс чтения (в русском языке чтение слоговое)
Лайфхак № 2. — Техника «Секундомер»
Для тренировки чтения нам понадобится детская книга и секундомер. Попросите ребенка начать читать и засеките минуту. После попросите прочитать еще раз тот же участок текста за минуту.
И вы и ребенок увидите, что во второй раз он прочитал больше, чем в первый! А в третий еще на одно-два слова больше, чем во второй. Значит — скорость чтения растет. Важно отметить, что тренировка должна проходить обязательно на одном и том же участке текста.
Подробнее о методике и ее пользе — в нашем видео
Лайфхах № 3 — Слово нехорошее написано
Скорее всего, среди читателей найдутся те, кто не одобрит этот способ.
Но лично мне он очень помог научить читать младшего сына.
У него совершенно не было мотивациии или желания учиться читать. Тогда предложила ему прочитать плохое слово, которое я написала.
Ребенок засмущался.
Использую «чудесный домик» в окно выглянули слоги: «ду», «ра» Ребенок засмеялся
Какие слова ребенок считает «плохими»?
Это могут быть слова дура, дурак или даже жопа.
Важно, чтобы ребенок понял, что то что нельзя говорить вслух, можно прочитать или загадать. Мы провели два дня отгадывая и загадывая плохие слова, делая большие глаза. Мы загадывали и «дура» и «дурак» и «какашка» (над этим Никита смеялся дольше всего)
В итоге ребенку в скором времени это показалось уже не так интересно, и он просто начал загадывать и читать все подряд.
Это была моя большая победа!
Лайфхак № 4 — Техника «Стихотворения»
Для того, чтобы увеличить скорость чтения нужно в течение одной недели читать одно и то же стихотворение. Зачем и почему? Ответ в нашем видео
Лайфхак № 5- Таблицы Шульте
Кажется напрямую чтение таблиц не влияет на результат. Однако это не так.
Одной
Работать с таблицами нужно так: последовательно найти цифры от 1 до 25. Можно просто «глазами», можно показывая пальцем, можно зачеркивать.
Я поставила программу на мобильный телефон и в свободную минутку мы с детьми устраиваем соревнования. В программе нужно нажимать последовательно на цифры от 1 до 25. Если ответ верный, цифра светится зеленым. Если нет — мигает красным. Программу можно найти по запросу «Таблицы Шульте»
Существуют несколько техник работы с таблицами, расширения поля и угла зрения, поиска цифр. Подробно мы рассматриваем и изучаем техники в курсе «Умный ребенок» в модуле «скорочтение». Однако и простой поиск нужной цифры улучшает внимательность и увеличивает скорость чтения ребенка.
Занимайтесь таблицами Шульте по 15 минут в день в течении двух
Можно скачать таблицы, написав в любой поисковой системе «Таблицы Шульте»
Лайфхак № 6 — Закрываются глаза
Так делали наши мамы и бабушки. Увлеките ребенка чтением и … перестаньте читать.
Конечно, ребенок может начать возмущаться, но если вы скажете, что сегодня устали, и продолжить никак не можете, а момент действительно инетересный, то ребенок скорее всего возьмет книжку сам.
Например так мы сейчас с детьми читаем сказку «Волшебник изумрудного города». Первые 4 главы прочитала я, а на пятый день чтения, поскольку я устала и не могла читать, читали сами дети. Главу Андрей, главу Никита.
Вчера мальчики читали уже 12 и 13-ю главу, забыв, что изначально им читала мама.
Надеемся, что наши советы помогут вам повысить скорость чтения ребенка
А уже в это воскресенье мы проводим вторую конференцию по эффективному обучению детей в школе «Учиться может каждый»
Всего за 1 день мы расскажем о самых больших школьных проблемах и способах их решения
Вот некоторые из вопросов, которые будут разобраны на конференции:
- Планирование учебной недели
- Отстаивание своего я ребенком в школе
- Вдохновение ребенка и повышение его самооценки
- Как замотивировать ребенка читать
- Как «говорить с ребенком на одном языке»
- Чтение с ребенком
- Мотивация ребенка
- Домашние задания с удовольствием
- Использование техник эффективного обучения для экономии на репетиторах
- Почему ребенок не хочет делать уроки
И другие темы эффективного обучения в школе, которые Вы сможете применить уже сразу после конференции
Конференция будет проходить весь день, 22 января, воскресенье с 12:00 до 21:00
Зарегистрироваться прямо сейчас>>
Вас ждет 6 спикеров, 6 разных тем, 6 различных историй и море полезной информации, которая позволит вывести обучение в школе на новый уровень
Присоединяйтесь к нам прямо сейчас
Давайте вместе делать образование в школе эффективным и качественным
Зарегистрироваться прямо сейчас›››
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять