- — Любовь, какое у Вас образование и опыт работы?
- — Сегодня Вы работаете без домашних заданий, и в ваших классах совсем нет неуспевающих детей. Вы можете легко объяснить детям все что угодно! Научить читать с помощью волшебного домика за несколько дней, уравнения объяснить с помощью кружки или яблока. Этому ведь не учат в пединституте? Откуда брались идеи?
- — Ничему?
- — А что изменило ваш подход к обучению?
- — Это и было переломным моментом?
- — Вы сделали то, что было «непринято» и «неправильно»?
- — Любовь, сегодня вы имеете большое количество регалий, наград и успехов детей. Как молодые учителя могут повторить ваш путь? В чем секрет успеха?
- — Но ведь в школе много задают?
- — А что самое важно в начальной школе? Что играет роль?
- — А что еще?
- — А можно подробнее?
- — Т.е. не со всеми учителями можно договориться?
- — Надо ли готовить ребенка к школе?
- — Мы недавно проводили опрос в нашей группе и 94,9% родителей ответили что «Да, нужно». Я горжусь каждым так ответившим и знаю, что детям этих родителей будет учиться проще и легче, с такой великолепной поддержкой!
- — Что включает подготовка к школе?
- — Почему?
- — А надо учить детей писать?
- — Как готовить ребенка к школе?
- — Что дает правильная подготовка детей к школе?
- — Какая еще подготовка бывает?
- — В курсе, к школе готов, вы обучаете родителей?
- — А что, впринципе, должен знать первоклассник?
- — Любовь, спасибо вам за ваше душевное тепло и ценный опыт.
В преддверии важного этапа для тысяч первоклассников и родителей, мы решили поговорить на тему подготовки детей к школе с центральным звеном образовательного процесса — с учителем начальных классов.
Обсудили не только что должен знать ребенок, идя в первый класс и почему, но и что главное, в вопросе обучения наших детей.
Представляем вашему вниманию интервью с учителем начальных классов высшей квалификационной категории, Любовью Стрекаловской.
Любовь Алексеевна — про таких учителей говорят «Учитель от Бога», каждый ее урок — это приключение, а основной девиз Любови: «Главное в обучении — ситуация успеха».
В класс к Любови попасть непросто.
У нее обучаются дети директоров крупных предприятий города, лучших врачей Петербурга, политиков. Еще до начала набора класса все места заняты.
— Любовь, какое у Вас образование и опыт работы?
— У меня два педагогических образования.
Мурманский педагогический колледж, по специальности учитель начальных классов, и Новгородский Государственный Педагогический институт, высшее образование по той же специальности.
Стаж работы педагогом 30 лет.
— Сегодня Вы работаете без домашних заданий, и в ваших классах совсем нет неуспевающих детей. Вы можете легко объяснить детям все что угодно! Научить читать с помощью волшебного домика за несколько дней, уравнения объяснить с помощью кружки или яблока. Этому ведь не учат в пединституте? Откуда брались идеи?
— Я сама до простого объяснения детям уравнений, таблицы умножения, деления, названий компонентов действий дошла не сразу.
Первые свои классы, я просто вспоминаю с сожалением. Можно сказать, что опираясь лишь на знания “Пединститута”, я их ничему почти не научила…
— Ничему?
— Научила конечно, но с огномными домашними заданиями, требованиями. Ставила «двойки», думая что это будет стимулировать детей учиться.
— А что изменило ваш подход к обучению?
— У меня у самой двое детей. И когда моя дочь пошла в первый класс, я оказалась «по ту сторону баррикад», так же как все родители, несмотря на то, что я сама учитель начальных классов, страдала от больших домашних заданий, делала дома с дочкой уроки, помогала ей всячески, мне было так же трудно, как любой другой маме.
Особенно первые 4 года ее учебы. Но я думала, что так и должно быть! То есть эта ситуация казалась нормой.
Но все-таки я стала меньше задавать в своем классе. Понимая, что наказываю не только детей лишними уроками, сколько родителей.
— Это и было переломным моментом?
— Нет. Потом в первый класс пошел сын.
Получилось так, что я была в параллели именно с той учительницей, которая учила мою дочь.
И почему-то, помня, как было тяжело учиться дочери и мне, я никак не хотела ей же отдавать второго.
Еще четыре года мучений вечерами?
У меня было отторжение. А так как было только два класса в параллели, то у меня не было особо выбора: или ей, или себе.
И я приняла решение взять сына к себе в класс.
Меня все ругали. Говорили: “Как можно брать своего ребенка в собственный класс!”
Но мы с ним договорились, что в школе он меня будет звать только “Любовь Алексеевна”, “мамой” меня звать не будет.
на фото Илья Стрекаловский, сын Любови Стрекаловской
— Вы сделали то, что было «непринято» и «неправильно»?
— Совершенно верно! И это было самым главным решением в моей жизни, повлиявшим на всю мою карьеру и сотни детских судеб.
Вообще, вот бы все учителя учили своих детей. Думаю, многие вопросы в системе образования закрылись бы сами собой.
Потому что когда я начала учить сама собственного ребенка, я приходила домой и видела, что он ничего не понял.
На него злиться? На себя?
Когда я дома с ним садилась делать уроки я видела, что так как я объясняла ему на уроке, он не запомнил и теперь не может решить задачу или уравнение сам!
И теперь дома мне приходилось еще раз все разжевывать.
Но только теперь я не могла переложить ответственность на пособия, учителя, программу, ребенка, родителей. Потому что все замыкалось на мне.
И я начала искать способы доступного объяснения.
Именно в тот год я “выкинула” все “типовое” объяснение по методичкам, и искала способы, как мне объяснить на уроке тему так, чтобы не приходилось дома ее еще раз объяснять сыну.
Я искала способы простого объяснения сложного материала для ребенка. Я думала, а что Я могу сделать, чтобы у моего ребенка получилось?
В то же самое время я ушла от домашних заданий, я перестала задавать много. Потом у меня были два года, когда с разрешения администрации, вообще не задавала домашних заданий детям.
Я задавала только по желанию. Кто хочет — делает, кто не хочет — не надо.
И класс вышел не хуже, чем у параллельной учительницы, которая задавала всегда много.
— Любовь, сегодня вы имеете большое количество регалий, наград и успехов детей. Как молодые учителя могут повторить ваш путь? В чем секрет успеха?
— В ответственности. В том, что пока мы будем искать виноватого, страдать будем сами. Нет плохих детей, нет плохих родителей.
Если бы с дочерью я знала это, то не было бы часов слез за домашними заданиями и переписывания тетрадей.
В тот момент я думала, что моя задача — контролировать и ругать. А задача родителей на самом деле — поддерживать.
— Но ведь в школе много задают?
— Много. Но домашние задания никакой роли не играют.
Так же как не влияет и программа, по которой работает класс и школа. (Л. Г. Петерсон, Школа России, XXI век, Планета Знаний — не важно)
Домашние задания — это «маркер» для родителей, понял ребенок тему или нет.
Своеобразная лакмусовая бумажка. И оноситься к домашним заданиям надо так же.
— А что самое важно в начальной школе? Что играет роль?
— Играет роль только объяснение материала.
То есть, если я понятно объяснила материал, дети поняли на уроке.
И маме с ребенком дома не надо ничего делать, кроме того, чтобы проверить, как ОН САМ сделал уроки!
— А что еще?
— Отношения между ребенком и родителями. Отношение родителей к школе.
— А можно подробнее?
— Конечно, родители и учителя должны быть едины. Что важно для успешного обучения?
Знать и помнить, что важно не «стесняться» некотрых неуспехов ребенка, не шпынять его.
Важно сохранять здоровье ребенка, причем не только физическое, но и психологическое.
Важна поддержка ребенка и создание ситуации успеха. Нет смысла «гнобить» ребенка или «топить» в двойках.
А если уже родителям попался такой учитель, то родители должны взять ответственность за обучение детей в свои руки и помогать ему, а не бросать на произвол судьбы.
— Т.е. не со всеми учителями можно договориться?
Конечно. Каждый учитель уникален. У него свой опыт, свои привычки, в конце концов у него своя обстановка в семье и все это очень сильно влияет на обучение в классе
Поэтому я советую при выборе школы, выбирать учителя, а не школу.
— Надо ли готовить ребенка к школе?
— Однозначно. И ребенка, и родителей.
У ребенка есть три возраста: биологический (сколько ребенку лет), психологический (внутренне состояние) и физиологический (готовность к учебной деятельности).
Помогая ребенку готовиться, нужно учитывая их все.
— Мы недавно проводили опрос в нашей группе и 94,9% родителей ответили что «Да, нужно». Я горжусь каждым так ответившим и знаю, что детям этих родителей будет учиться проще и легче, с такой великолепной поддержкой!
— Что включает подготовка к школе?
— Классическая подготовка к школе включает обучение ребенка минимальным учебным навыкам: слышать учителя, знать правила поведения в классе, на уроке, уметь держать ручку и карандаш, не разговаривать и не петь на занятиях, знать буквы и здорово, если ребенок умеет читать.
— Почему?
Потому что темп программы очень высок.
И если опытный учитель может позволить себе задержаться на непонятной детям теме, то большинство педагогов все-равно «побегут дальше», при этом у ребенка будет не автоматизирована предыдущая тема, и трудности будут нарастать как снежный ком.
Например, по программе на одну букву дается 1-2 дня.
Если ребенок знает буквы и умеет читать, то большая часть работы уже позади.
И ему нужно будет лишь научиться писать букву (запомнить из скольки элементов состоит, как движется рука).
И ребенку будет в сто раз легче.
Конечно, учитель научит и нечитающих детей читать, писать и считать. Только ребенок будет страдать от нагрузки. Узнавая новое, забывать старое. Уставать, и уставать с каждым днем все сильнее.
— А надо учить детей писать?
— Нет! Достаточно будет, если ребенок знает буквы, звуки и умеет читать по слогам.
Научить ребенка писать правильно и легко может только специалист. Переучивать сложнее, чем учить!
А вот навык чтения поможет! Так же как и счет в пределах 20-ти.
На счет в пределах 10, знакомство с цифрами выделяется очень много времени — практически с сентября до апреля.
Но затем, с середины апреля и до середины мая ребенок должен освоить и выучить счет в пределах 20.
Знать состав числа 20, уметь складывать и вычитать в уме.
Вначале второго класса счет изучается в пределах сотни, да еще и с переходом через десяток (49+23) Вот здесь и всплывают проблемы ввиду неумения считать до двадцати бегло.
— Как готовить ребенка к школе?
— Только в игре!!! Нельзя дома усадить шестилетнего ребенка и сказать: все, учимся, давай к школе готовиться! А вот на улице, в магазине, считая деньги, изучая номерные знаки машин и домов, считая камушки или ступеньки.
Специально для курса «К школе готов» я разработала методичку по подготовке к школе, которую могут использовать абсолютно все родители, а так же учителя начальных классов, тьютеры или репетиторы.
Она состоит из 30-ти уроков, которые состоят из продуманных игр и занятий с ребенком.
Участники курса смогут распечатать методичку, взять с собой в отпуск или к бабушке, и иметь под рукой простую и последовательную методику подготовки ребенка к школе.
Ничего не нужно выдумывать или искать.
В курсе «К Школе готов» мы с родителями с учетом трех возрастов ребенка подготовим наших детей к школе через игру и специальные упражнения.
Кроме того, в курсе будут блоки по мотивации детей, организации режима дня ребенка и раскрыты другие важные этапы подготовки первоклассника.
— Что дает правильная подготовка детей к школе?
Дети, которые умеют читать и считать, гораздо легче адаптируются к школе, у них постоянно есть ситуация успеха.
Ведь в школе все детки на виду. И они все время себя друг с другом сравнивают. Уже в первые недели обучения дети, умеющие читать, чувствуют себя комфортно, спокойно, уверенно.
Родители, которые подготовили ребенка к школе — дали самый главный инструмент в жизни — уверенность. Поверьте, это дорогого стоит.
— Какая еще подготовка бывает?
— Психологическая. Как ребенка, так и мамы с папой. Ведь главное, не стать врагом с ребенком! И не начать ссориться или нервничать из-за уроков или мелких сложностей.
Для ребенка очень важно выработать внутреннюю мотивацию, для этого нужны добрые, позитивные рассказы о школе, описание выгод для него (например отсутствие дневного сна, новые друзья, большее количество времени дома), обственный пример, отсутствие страха у родителей и соответственно у ребенка.
Хочу сказать родителям, что учитель не воспринимает себя как воспитатель — он будет говорить,что ты должен иметь навыки самообслуживания: сам одеться, раздеться, застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать шнурки (не умеет — купите обувь без них)
Кроме того вежливость — лучшее оружие в школе. «Спасибо» и «Пожалуйста» творят чудеса.
— В курсе, к школе готов, вы обучаете родителей?
— В курсе есть основная программа, но основная ценность — это диалог с родителями.
Во время которого прямо на занятиях родители прорабатывают свои страхи, вырабатывают индивидуальную стратегию для подготовки свого ребенка и могут задать любой вопрос, и получить на него опытный, компетентный отвтет.
Программа курса «К школе готов» включает в себя полную подготовку детей к школе. Я расскажу:
- Как легко и просто научить детей читать, считать
- Как правильно психологически подготовить ребенка к школе
- Как выработать внутреннюю мотивацию и дисциплину
- Что делать, если у ребенка логопедические проблемы
- Как выбрать учителя?
Родители смогут быть спокойны за первые годы обучения свого ребенка. Это как попасть в незнакомый город с картой и опытным гидом.
Путешествие становится безопасным и увлекательным.
— А что, впринципе, должен знать первоклассник?
— Первоклассник должен знать:
- ФИО свое и Ваше (родителей)
- Адрес, где живет и кем работают родители (профессия)
- Дату своего рождения
- Определять время по электронным часам и желательно по часам со стрелками (хотя бы ориентироваться)
- Дни недели, месяцы, времена года (признаки).
- Связным текстом рассказать о себе
- Запоминать короткие стишки
- Знать цвета и их оттенки (оранжевый, голубой, фиолетовый…)
- Геометрические фигуры
- Ориентироваться в пространстве (выше,ниже,справа,слева.)
- Перерисовывать простые рисунки по клеточкам.
- Видеть клетку, строчку.
- Иметь представление о звуках, буквах, речи.
- Желательно, чтобы знал буквы хотя бы, а если умеет читать, это облегчит в разы его обучение в самом начале.
- Считать до 20 и обратно, и знать состав числа (это колоссальная помошь в обучении математике)
Но! Помните, что обучаеть ребенка можно только в игровой форме! (на улице считаем машины,в магазине деньги и т.д)
Как правильно учить детей можно научиться за 6 лет в пединституте и после нескольких лет практики.
А можно получить лучшую выжимку у тех людей, которые прошли этот путь и тем самым, сэкономить массу сил и избежать сотен ошибок в программе «К школе готов»
— Любовь, спасибо вам за ваше душевное тепло и ценный опыт.
— Спасибо!
Приходите в курс «К школе готов» и получите самые лучшие стратегии, самые передовые технологии и подготовьте ребенка к школе вместе с Любовью Стрекаловской
Начало программы — 24 июля, записи будут у всех участников курса
Занятия проводят:
Рената Кирилина, эксперт по развитию памяти и эффективному обучени, педагог, учитель высшей категории
Любовь Стрекаловская, автор программы по подготовке к школе «К школе готов», учитель высшей категории, учитель года
Как обычно на старте программы действуют минимальные цены, которые повышаются по мере приближения даты старта
Забронируйте участие в этом потоке по минимальной цене прямо сейчас.
Готовим ребенка к школе правильно с опытным специалистом>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять