Мы собрали в одном месте все известные нам правила Русского языка для начальной школы в стихах и разбавили их собачками…
А еще 21 февраля пройдет встреча «Как повысить грамотность ребёнка».Но об этом в конце письма…
Имя существительное.
Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.
Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.
Глагол.
Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.
Род имён существительных.
К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.
Правописание большой буквы.
Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.
Правописание гласных после шипящих.
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.
Правописание парных согласных в середине и конце слова.
Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.
Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.
Глаголы — исключения.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Правописание не с глаголами.
Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!
Состав слова
Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Что такое склонение?
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.
Предлоги о и об
Если «й» закрался в слог,
То тогда мы пишем «об».
Если гласный пред тобой,
Пишем «о» само — собой.
Перед гласным пишут «об»,
Об этом знаю точно.
А перед согласным пишут «о»,
Скажу вам даже ночью.
Три склонения имён существительных.
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я –
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!
Падежи.
Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.
Фразы для запоминания падежей
Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
Иван Решил Дорогую Вазу Тане Подарить
Ира Родила Девочку Валюшу, Толстенькую, Пузатенькую
Исключения
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» (для запоминания слов с ы после ц)
Надеваю одежду, одеваю — Надежду (для запоминания употребления «одевать» и «надевать»)
Автомотовелофототелерадиомонтёр (все эти приставки пишутся слитно)
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» ( В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н»)
Психиатр и педиатр пошли в театр. (Сочетание тр)
(по материалам интернета и личным школьным архивам)
21 февраля мы проводим онлайн-встречу «Как повысить грамотность ребёнка»
На онлайн-встрече Вы получите:
- Технику Воронка, которая позволит убрать ошибки в словарных словах
- Эффективный тренажёр повышения грамотности ребенка
- «Помогатор», позволяющий легко запоминать правила русского языка
- Инструкцию по составлению чек-листа по русскому «Что должен знать ребёнок»
- Простую технику повышения скорости письма.
Регистрируйтесь на встречу прямо сейчас, чтобы получить к ней доступ
Зарегистрироваться на встречу>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять