Сегодня мы много гуляли по городу, а после мальчишки поехали домой, а девчонки решили задержаться в любимом книжном…
Облепиховый чай и книги… Что может быть лучше?
Пока Кира болтала в коляске, расчесывая пальцами десны (ох уж эти зубы), я взяла с полки книгу “Справочник школьника по математике, 1-4”. Автор пособия Л.И. Хлебникова.
На титульной странице, не то девиз, не то лозунг: “Начальная школа” — серия книжек, поможет учить малышей и малышек!
Как хорошо начинается, — подумала я!
Возможно, в моих руках пособие, которое поможет детям и родителям быстро делать домашние задания, и не сидеть за ними часами? Поможет школьнику понять математику, а родителю покажет, как объяснить ребенку пропущенный материал?
Может быть кто-то вместо меня разгреб тонны литературы по обучению детей и сделал простой и понятный справочник?
Может я изобретаю велосипед, стараясь сделать все возможное, чтобы детей легко можно было учить дома, семейное обучение не казалось проблемой.
Потому что если ребенку понятна тема и способ решения, то 15 минут на предмет — реальность, а иногда даже много.
Например, в Школе умных детей, мы с подробным объяснением разобрали математику каждого класса всего за 4 часа на класс!
При этом дети, которые слушали курс, разобрались с решением предмета и даже написали проверочную работу на конец года своего класса! А родители поняли, как объяснить ребенку математику, даже если сами родители “прирожденные гуманитарии”
Мы закончили разбор математики и я поразилась, какой она может быть простой и интересной одновременно.
Ведь если ребенок понял тему, ребенок никогда не скажет: “Мама, нам объясняли но я не помню. Помоги!” И родители не будут сидеть долгими вечерами над учебниками, выполняя злосчастное домашнее задание!! И дети зафиналят задание, какое бы оно ни было большим, легко и с удовольствием!
Я налила чашку чая и стала погружаться в пособие “Справочник школьника”…
Радость была недолгой.
Потому что страница за страницей, которые я перелистывала, только отбивали охоту что-то решать или запоминать.
В данной книге нет объяснения, зачем учить математику и как ее понять. Зато оно все напичкано сухими правилами. Напомнило все учебники по математике вместе взятые, из которых просто вырезали примеры и задачи.
“Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое…
Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель….”
Стоп!
Ну разве может ребенок, которому 8 лет, понять и запомнить, научиться применять с легкостью данные правила.
Я себе сейчас представила своего сына, который учится во втором классе.
И как я зову его чтобы объяснить тему уравнения.
Я представила, как, показывая уравнение с неизвестным х, скажу сыну (цитирую справочник, то бишь любой учебник по математике):
“Никита, это уравнение. Знаешь что это?
Это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
Неизвестные числа в математике обозначают буквами. Значение буквы, при котором равенство верное, называют корнем уравнения. А чтобы его найти надо:
- Определить какой компонент действия надо найти
- Вспомнить правило нахождения данного компонента (выше)
- Вычислить значение компонента
- Проверить правильность
- Подчеркнуть корень уравнения
Итак, давай посмотрим, какой компонент действия надо найти? Вместо какого компонента стоит х?
Вы знаете, что мне ответит мой сын?
Да ничего не ответит, потому что еще вначале он потеряет интерес к данной беседе. И в мыслях будет думать, о чем-то своем и интересном. Возможно, он попытается меня слушать и даже понять. Но у него не выйдет. А даже если поймет сейчас, то оставь я его с примерами наедине, ребенок растеряется.
А я тогда скажу, что для того, чтобы понять и запомнить, тебе надо решить уравнений от сих до сих, и покажу своему чаду страницу учебника.
Уважаемые авторы методик, программ, дорогие учителя!
Вы серьезно полагаете, что объяснив тему уравнений “как в учебнике”, чтобы ребенок их зарешал, наконец-то, ему нужно просто больше тренироваться и практиковаться? И чтобы закрепить тему, надо уравнения «задать на дом»?
А умение ребенка решать уравнения будет зависеть от того, над сколькими он проплачет?
Сколько часов будет сидеть над ними дома, с мамой и папой?
Которые уже в силу своего широкого кругозора не смогут объяснить ребенку уравнения просто и “легко?” Эйнштейн говорил: «Просто объяснить сложное сложно. Сложно объяснить сложное просто»
И будут искать «компоненты действия», судорожно вспоминая что это такое???
Родители часто меня спрашивают, как замотивировать детей за домашние задания. Вы верите, что на такое решение можно мотивировать?
Когда даже справочник “Начальная школа” — серия книжек, поможет учить малышей и малышек!” читать ВЗРОСЛОМУ не возможно и не интересно?
А теперь представьте другую картину.
Я написала на листе маркером пример, 3 + 5 = 8
Взяла кружку (да-да, самую обычную кружку!)
Перевернула ее и на дне маркером написала x
Дальше, кружкой закрыла число 5. И позвала сына.
Никита!!! У меня тут под кружкой, спряталось одно число! Давай попробуем угадать, какое!
Никита, только взглянув, скажет, там 5-ка спряталась!)
Мы отодвинем кружку и посмотрим — точно!
Дальше, сложнее. Мы продолжаем играть в “прятки с числами”. Примеры усложняются, плюс и минус перемешиваются, а “кружка” продолжает хулиганить.
Дальше, сам ребенок выводит правило, по которому получается найти “что под кружкой”. И я рассказываю, что кружку с собой не поносишь, поэтому математики, научились прятать числа иначе. Наша кружка называется “х” (и показываю другие варианты «имен»).
И просто, добавив в пример вместо одного из чисел «х», мы получаем настоящую математическую загадку.
Дальше, для закрепления правила и для того, чтобы ребенок научился решать уравнения, нам потребуется яблоко и кошелек. Впрочем, это уже совсем другая история.
Подробно мы разобрали все возможные способы решения уравнений как простых, так и сложных, в Школе Умных детей.
Конечно, так может научить решать уравнения любая мама, или даже учитель в школе, если только узнает, что есть на свете “техники эффективного и простого обучения”
Всего одно занятие с “кружкой”, и мой ребенок понял, что такое “х”, почему “х” может быть разным. И понял очень сложную тему.
Вот почему мы занимаемся образовательным проектом.
Вот зачем я сижу в Буквоеде поздно вечером, вместо того, чтобы дома смотреть под пледом «Гарри Поттера» всей семьей.
Вот зачем я ушла из школы, и забрала детей на семейное обучение.
Вот зачем мы создали проект “Обучение с удовольствием” и “Школу умных детей”.
Потому что я как никто другой, знаю систему образования и изнутри, и снаружи. И понимаю, насколько она далека от качественной и успешной системы.
Я была и учителем, директором школы, а главное, я — мама, у которой дети плакали над огромными домашними заданиями! И я страдала вместе с ними над очередной «простой», но не понятной ребенку темой.
В школах, в институтах, никто не использует техники эффективного, интересного, простого обучения.
Обучение продолжает идти от частного к частному, и детям не ясна общая картина предмета.
Ребенок учит и зубрит правила, не понимая их.
А учителя, чтобы “успевать программу”, задают все больше и больше. “Мы не успеем иначе!” — кричат педагоги, гоня при этом тему за темой, абсолютно не занимаясь главным — повышением эффективности объяснения материала
Родители, вместо семейных теплых вечеров”, проводят их в постоянном нервном напряжении.
А дети либо терпят, либо с возрастом, начинают просто “забивать” на учебу.
А ведь все можно просто изменить.
Стоит только понять, что объяснение, которое предлагают авторы методичек и справочников, написано взрослыми для взрослых.
И они порой, очень далеки от 8-ми и 7-ми летних детей, которые только сели за парту, взяли в руки ручку и широко раскрытыми глазами пришли в школу слушать Учителя.
Конечно, можно как в анекдоте про ежика: “колоться и продолжать кушать кактус”
Можно верить, что обучение — процесс долгий и трудный, а чтобы понять уравнения, надо прорешать их не меньше сотни и вызубрить правила из учебника или справочника.
А можно перестать делать как обычно, надеясь на другой результат.
И снова процитирую А. Эйнштейна “Самая большая глупость — это делать тоже самое и надеяться на другой результат.”
Давайте вместе с нами учить детей по-новому. В Школе Умных детей мы все темы по всем основным предметам объясняем с помощью техник эффективного, а главное, интересного и понятного обучения.
Легко и с удовольствием!
Присоединяйтесь к школе умных детей прямо сейчас. Просто нажмите на ссылку ниже:
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять